Гостиницы Москвы| Контакты

English Русский

Театр Вахтангова

История этого знаменитого театра Москвы начинается с 1913 года, когда несколько студентов решили создать драматическую студию, и играть по системе Станиславского, которая только недавно стала очень модной. Никто не хотел помогать молодым энтузиастам, но, наконец, руководство молодой труппой возглавил не менее молодой актер и режиссер Евгений Багратионович Вахтангов, который учился у самого Станиславского.

Репетиции зачастую проходили на квартирах у студийцев, а первой постановкой новоявленной театральной студии стала пьеса Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных». 26 марта 1914 года состоялась премьера, которая могла стать концом всех инициатив: спектакль полностью провалился, а Вахтангову было запрещено работать с непрофессионалами. Но никакие запреты не смогли охладить энтузиазм молодых актеров.

Работа продолжилась. Репетиции так и проходили на квартирах. Вскоре студия Вахтангова примирилась с МХТ (Московский Художественный Театр), и уже 13 сентября 1920 года стала называться Третьей студией МХТ. А уже 13 ноября 1921 года произошло открытие постоянного театра, расположившегося по адресу «Арбат, 26». В этот день энтузиасты, выросшие до профессионалов, поставили спектакль «Чудо святого Антония». Именно этот день принято считать днем рожденья театра Вахтангова.

Настоящее торжество театрального искусства произошло 27 февраля 1922 года, когда состоялась премьера спектакля «Принцесса Турандот». В ночь с 23-го на 24-е февраля уже тяжело больной Вахтангов проводил генеральную репетицию, заставляя актеров выстаивать мизансцены, а в 4 утра дал команду «прогнать» весь спектакль от начала до конца. Утром, после репетиции, он вернулся домой, и больше не вставал с кровати.

Во время премьеры Вахтангов был дома, но во время антракта к нему приехал сам Станиславский, чтобы поздравить молодого режиссера. Антракт затянулся до возвращения Станиславского, а в конце, когда занавес закрылся, в зале раздалось «Браво Вахтангову!». Это был оглушительный успех.

29 мая 1922 года, в возрасте 39 лет, скончался Вахтангов Евгений Багратионович, один из самых талантливых и ярких режиссеров и актеров России. 31 мая гроб с его телом несли от самой студии до Новодевичьего кладбища.

Сразу после смерти Вахтангова актерский состав утвердил свой художественный совет, отказался от объединения с другими студиями МХТ. Именно сплоченность студийцев, их желание быть вместе привели к тому, что театр Вахтангова стал настоящей семьей.

В театре продолжилась бурная жизнь: режиссеры сменяли друг друга, одни спектакли вызывали взрывы эмоций, другие оставались незамеченными. Но театр не сдавался, и хранил завещанные Вахтанговым идеи – легкая праздничность, за которой скрывается глубокий психологизм. Спектакли по Булгакову и Олеше вызывали резкую критику со стороны властей. Ситуация в стране значительно ожесточилась. Многие молодые театры закрывались, а их актеры и режиссеры пропадали в тюрьмах. Но театр Вахтангова имел своих влиятельных покровителей, среди которых был сам Сталин. Однако в конце 30-х годов давление на театр усилилось, и порой некоторых артистов брали под арест.

За день до начала Великой Отечественной Войны – 21 июня 1941 года – в театре Вахтангова была премьера лермонтовского «Маскарада». Во время одной из бомбардировок Москвы в театр попала бомба, которая значительно разрушила здание, и убила несколько артистов. Труппа разделилась на две части: одна была эвакуирована в Омск, где в течение двух лет выступала на сцене местного театра, а вторая часть отправилась на фронт в качестве фронтовой бригады артистов.

Ближе к окончанию войны театр Вахтангова оказался на грани превращения в провинциальный театр, – его хотели закрепить в Омске, чтобы он развивал культуру в Сибири. Но благодаря усилиям деятелей культуры театр вернулся в Москву, в свое родное здание. В первые послевоенные годы было не легче чем в годы войны: вышло постановление, предписывающее ставить идеологически «правильные» спектакли. А руководитель театра Рубен Николаевич Симонов боролся за возвращение из концлагерей многих актеров. И ему это удавалось.

В 1960-е, в годы хрущевской «оттепели», театр вернулся к своему празднично-комедийному стилю. В 1963 году была вновь поставлена «Принцесса Турандот», но уже с новым актерским составом. Атмосфера семейности в театре практически исчезла. Но театр продолжал чтить традиции, завещанные Вахтанговым. Да к тому же коммунистическая идеология ставила деятельность театра в очень узкие рамки, в которые актерам было очень трудно помещаться.
В 1987 году театр Вахтангова возглавил Михаил Ульянов. Именно он провел театр через период перестройки в России. Вновь была поставлена «Принцесса Турандот», но уже на современный лад. Кроме того, были поставлены совершенно новые спектакли, которые уже не были скованы цензурой и идеологией государства. И сегодня театр Вахтангова продолжает удивлять своего зрителя неожиданными решениями в постановках, сохраняя заветы своего основателя.

Театры Москвы: