Гостиницы Москвы| Контакты

English Русский

Дом Мельникова

Двое любовников Кривоарбатских.
Двойною башенкой слились в объятьях.
Плащом покрытые ромбовидным.
Не реагируя на брань обидную...

Андрей Вознесенский

Дом Мельникова, Москва
источник: stroudom.com

На Кривоарбатском переулке, в центральной части Москвы, стоит уникальный дом построенный в 1927-1929 годах, который стал памятником архитектуры советского авангарда известным во всем мире. Это жилой дом-мастерская знаменитого русского архитектора Константина Мельникова.

Идея о строительстве собственного дома появилась у него еще в пору учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но реальная разработка проекта началась у Мельникова лишь в начале 20-х годов ХХ века. Основным условием было соединение жилого дома с творческой мастерской, так чтобы жить и работать в одном месте.

Одним из первых проектов была классическая квадратная постройка. Потом появились эскизы, где дом представлял собой усеченную пирамиду. В 1922 году у Мельникова появляются эскизы с круглыми, овальными и яйцеобразными планами. Но окончательный вариант появился после того, как его проект клуба проиграл на конкурсе. В том проекте было здание из 5 вписанных друг в друга цилиндров, а для своего дома-мастерской он оставил два.

Дом Мельникова, Москва
источник: academic.ru

После некоторых доработок и получения официального разрешения на строительство, Мельников в 1927 году приступил к строительству своего уникального творения, которое должно было стать домом для его семьи, и в то же время мастерской. Стоит отметить и уникальность самого факта строительства такого дома: в то время как по всему Советскому Союзу шло строительство домов-коммун, где в одной квартире жили 3-4 семьи, одному человеку разрешили построить частный дом для себя, причем в самом центре столицы. Но и это нашло свое логическое объяснение: дом был экспериментальный, а Мельников был одним из крупнейших признанных архитекторов СССР, да к тому же вел строительство на собственные средства.

План проекта был утвержден 19 июня 1927 года, и вскоре строительство началось. Общая структура дома уже не менялась, а Мельников дорабатывал лишь внутренние части здания. Так, например, в ходе решения некоторых инженерных задач по поводу конструкции стен и перекрытий им были использованы оригинальные идеи, которые впоследствии были запатентованы как технические изобретения в архитектуре.

Стены из красного кирпича были выложены по уникальной системе кладки, разработанной архитектором. В результате, в доме образовалось 124 шестиугольных проема, большая часть которых была заложена остатками стройматериалов (в основном битым кирпичом). Такая система кладки оказалась не только экономичной, но и позволила равномерно распределить нагрузки идущие на стены, о чем свидетельствует полное отсутствие каких-либо опорных столбов и перемычек. В конце концов, сама идея круглого здания очень экономична: при меньшей длине внешних стен удается получить большую площадь помещений.

Дом Мельникова, Москва
источник: oldmos.ru

Во многом методы строительства дома перекликались с идеями другого известного архитектора В. Шухова (Шуховская башня), с которым сотрудничал Мельников. Сетчатые структуры Шухова нашли свое воплощение не только в кирпичной кладке дома, но и в конструкции межэтажных перекрытий, которые представляли собой доски, поставленные на ребро и пересекающиеся под прямым углом. Как и в случае со стенами, не потребовалось ни колонн, ни балок.
После окончания строительства дом представлял собой трехэтажное здание, единственный вход в которое был в южном двухэтажном цилиндре. На первом этаже находились прихожая, кухня, столовая, рабочие комнаты для жены и детей Мельникова. На втором этаже в одном цилиндре была гостиная, а в другом общая спальня. Третий этаж включал мастерскую архитектора и открытую террасу на крыше южного двухэтажного цилиндра.

В период 30-50-х годов ХХ века дом-мастерскую Мельникова неоднократно критиковали. Критиковали его и совсем недавно, считая устаревшим и подходящим для сноса. Во время бомбардировок Москвы, в годы Великой Отечественной Войны в доме были выбиты лишь окна, а само здание не пострадало. Но за 80 лет здание обветшало, и его техническое состояние было признано неудовлетворительным: стены потрескались, полы просели, грунт под фундаментом постоянно оседал.

Совсем недавно Дом-мастерская Мельникова был включен в список памятников архитектуры, которые находятся под угрозой исчезновения. А потому готовится масштабная реконструкция здания, которая должна вернуть ему первозданный облик, сохранив при этом все инженерно-архитектурные идеи реализованные Мельниковым. Однако, этому мешает правовой вопрос собственности. К тому же, дом по прежнему остается жилым - сейчас в нем живет внучка Мельникова.

Сейчас в этом прекрасном доме русского авангарда хотят сделать музей. Да и сам Мельников перед смертью предлагал превратить его творение в архитектурный музей, но тогда Союз архитекторов СССР ему отказал. Однако, уже с самого появления этот дом стал местом паломничества многих людей – сюда приходили и простые люди и известные деятели искусства и культуры. В 1933 году известный русский художник и историк Игорь Грабарь, побывав в Доме Мельникова, сказал: «Никогда не завидую, но, уходя отсюда, поймал себя на чувстве зависти: хотелось бы так пожить».
 

Достопримечательности: